Статья в разработке, будет дополняться комментариями педагогов со всего мира.
До урока:
- В холодное время года рекомендуется приходить в школу заранее, так как потребуется время, чтобы согрелись руки, играть холодными руками очень опасно.
- Не приходите на урок сразу после веселой прогулки, стоит прийти заранее в школу, чтобы ребенок успокоился. У нас всего 45 минут. (А по новым правилам и того меньше)
- Обязательно нужна сменная обувь. Педагог имеет полное право не допустить ученика за инструмент без сменки. И будет прав, арфа очень дорогой инструмент, с очень сложной механикой, попадание грязи в механизм арфы недопустимо. Даже если на улице сухо, в уличной обуви нельзя играть.
- Обязательно нужно помыть руки перед занятием. В 100% случаев я слышу от родителей: «Мы из дома, у нас руки чистые». Это не правильный подход, (пока ребенок едет в школу, даже на машине, он переобувается, трогает ручки дверей, общается с больными детьми и тд.) инструмент у нас один на всех и мы не можем его помыть, а значит неизбежно происходит обмен бактериями. Струны на арфе забиваются грязью, теряют первоначальный вид и становятся разносчиком болезней. Пожалуйста, относитесь к этому серьезно.
- Не входите в класс раньше времени, там идет урок. Дети очень чувствительны к отвлекающим факторам. Особенно это касается детей младшего возраста
- Если вы пришли в назначенный час, постучитесь в класс и дайте понять педагогу, что вы уже на месте и готовы к занятию. Возможно придется еще подождать пару минут, так как не всегда можно «бросить» ребенка на полуслове. Отнеситесь с пониманием, одна — две минуты ничего не решат, с вашим ребенком так же никто не остановится на полуслове.
На уроке
- Преподаватель вправе не пускать родителей на урок. Это решение остается за преподавателем. Причины могут быть разные, не принимайте все лично. Некоторым педагогам комфортнее работать с учеником один на один, так проще наладить контакт. Мы всегда делаем выбор исходя из интересов ребенка.
. - Если преподаватель попросил посреди урока ребенка выйти из класса — значит, у него были на это серьезные основания. Мы прекрасно понимаем как тяжело водить детей в школу, пробки, потраченное время. Спросите преподавателя о причине, но в спокойном тоне. Мне слава богу, не приходилось сталкиваться с такой ситуацией, но я знаю случаи, когда эта крайняя мера была необходима. Чаще всего после воспитательного процесса ребенка пускают обратно в класс.
Какие факторы могут повлиять на решение педагога не пускать родителей на урок?
- Многие дети зажимаются при родителях, боятся сделать что-то не так.
- Иногда дети отвлекаются на родителей. Очень часто родители отвлекают детей своими замечаниями.
- Ребенок при отсутствии родителей более собран, более самостоятелен, он сам отвечает за все происходящее в классе.
- Иногда родители мешают. Об этом ниже.
- Есть такой прием: «давай мы с тобой все выучим, а потом покажем маме как ты хорошо играешь» — это работает в 90% случаев. Дети хотят вам понравиться, чтобы вы ими гордились.
- Еще очень хороший прием: «Давай я тебе это объясню, а ты потом маме расскажешь, ей будет интересно» — ребенок будет стараться все запомнить, ему же потом маме все рассказывать. Подыграйте педагогу, сделайте вид что вам очень интересно и хочется понять, ведь у вас с преподавателем одна цель — сделать так, чтобы ребенок занимался с интересом.
- Ребенку очень важно взрослеть и становиться самостоятельным. Поэтому не обижайтесь, если в скором времени вас попросят подождать в коридоре.
Опять же, хочу подчеркнуть, присутствие на уроке родителей — это добрая воля преподавателя.
Чего не надо делать на уроке:
- Не нужно вести урок вместе с педагогом. Если вы считаете что педагог не справляется, это повод сменить педагога, но никак не вести урок вместе с ним. Ребенок отвлекается, не понимает кого слушать, начинает нервничать, педагог очень быстро устает. Эффективность урока падает.
- Не нужно спорить с педагогом при ребенке. Этим самым вы снижаете авторитет педагога перед ребенком. Ребенок будет думать: «педагог не умеет, не знает, зачем его слушать?» Опять же, не уверены в профессионализме педагога, смените педагога. Если вам что-то не понятно в действиях педагога, вы имеете полное право его спросить об этом. Но не на уроке, поговорите об этом после урока, отправив ребенка собираться в коридор. Самое частое что я слышу на уроках: «Ой, какое сложное произведение, она не сыграет». — Ни один педагог не даст задание, с которым ребенок не справится. Своими высказываниями вы показываете, что сомневаетесь в профессиональной компетенции педагога и внушаете ребенку неуверенность в своих силах.
- Не снимайте на видео педагога без его разрешения. Поверьте, это очень не комфортно. Если вы хотите сделать видео для того, чтобы заниматься с ребенком дома, попросите об этом педагога (но не посреди урока), вам с удовольствием помогут, запишут все что надо, покажут за инструментом, это будет гораздо более полноценно и доступно, чем съемка в процессе урока. Не забывайте что у вас и у педагога одна цель. Представьте себе обратную ситуацию, педагог неожиданно посреди урока начинает снимать вас на камеру, вряд ли вы будете рады. Давайте уважать друг друга.
- У всех всегда очень много вопросов, особенно по началу. Не стоит прерывать урок, если преподаватель сам не прервал и не начал общение с вами (иногда мы прерываем урок, чтобы дать ребенку отдохнуть, или отвлекаем ребенка, чтобы спросить материал еще раз, после небольшой паузы, таким образом проверив как он его усвоил).
- Не делайте замечания своему ребенку на уроке, педагог с этим справится и без вас. Естественно вы знаете своего ребенка лучше чем кто-либо, но ребенку жить в этом мире, общаться с разными людьми, не лишайте его опыта. Очень важно, чтобы на уроке был контакт между ребенком и педагогом. У нас очень ограничено время, мы должны успеть не только дать ученику знания, но и настроить его на правильный лад, расположить к себе, постараться войти с ним в контакт и стать ему не чужим человеком.
- Не ходите на уроке туда-сюда. Очень часто родителям нужно позвонить, что-то сделать свое. Если вы хотите присутствовать на уроке, выделите 45 минут своего времени, поставьте телефон на тихий режим. Дети всегда смотрят на родителей, если родители могут ходить на уроке туда-сюда, значит и дети будут делать так же. Это уже проверенный факт. Тем более не стоит отвечать на телефонный звонок прямо на уроке. Педагогу иногда очень неловко делать замечание взрослому человеку при его ребенке.
Наверное «ассистирование» родителей на уроке — это самая большая и обсуждаемая проблема для преподавателей. Надеюсь эта статья будет воспринята правильно и поможет наладить работу на уроках.
У вас один урок, 45 минут. А у преподавателя целый рабочий день, очень часто даже без перерыва, учитывайте это, пожалуйста.
Чем вы можете помочь преподавателю?
Покажите серьезность происходящего. Это не игрушки, заранее настройте ребенка на урок:
- Словесно проговорите с ребенком, как вы готовились к этому уроку.
- Если по какой-то причине не получилось позаниматься между уроками, предупредите преподавателя, покажите ребенку что это не нормально. Сделайте вид что вас действительно беспокоит тот факт, что ребенок не успел позаниматься между уроками.
- От родителей зависит 50% успеха. Редко, когда у родителей есть возможность заниматься с ребенком дома. Но можно найти 5 минут, чтобы ребенок вам вечером показал чего достиг за день. Дети хотят вам нравиться. Это главный двигатель прогресса.
- Иногда родители не хотят чтобы ребенок занимался музыкой, а ребенок хочет. Не стоит об этом говорить ребенку.
- Бывают случаи наоборот, когда ребенок не хочет, а родители заставляют. Это самые сложные случаи, заставить ребенка не получится. Поговорите с педагогом, он постарается помочь увлечь ребенка. Именно увлечь, а не заставить. Я еще ни разу не видела детей хорошо играющих из-под палки. Всегда можно найти какую-нибудь мотивацию. О мотивациях в отдельной статье: (ссылка появится, когда статья будет готова)
Автор статьи Кореневская А.В. infiniamena@gmail.com
Спасибо за помощь в расстановке пунктуации Михайловской Марии.
One thought on “Урок в классе, присутствие родителей на уроке.”