Ребенок не хочет заниматься: что делать?

Первое, что я хочу сразу подчеркнуть — никого нельзя насильно заставить что-то делать хорошо. Нужно искать причину нежелания.

Почему ребенок чаще всего не хочет заниматься?

  • Не нравится педагог.
  • Хочется смотреть мультики (они интереснее).
  • Ребенок не понимает, зачем ему это нужно.
  • Родители заставляют заниматься насильно.
  • Инструмент плохого качества, ребенку элементарно неудобно.
  • Переходный возраст.
  • Ребенку не нравится музыка, которую он играет.
  • Неправильная организация времени ребенка.
  • Папа или мама сказали: » ты ужасно играешь, ты бездарность».
  • Неуверенность в своих силах.
  • Отсутствие самокритичности: «я и так все умею, мне не надо заниматься».
  • Слишком сложная программа.
  • Слишком легкая программа.
  • Ребенок хочет заниматься чем-то другим, а ему не дают.
  • У ребенка не получается, он худший в классе.
  • Ребенок боится выступать на сцене.
  • Ребенка обижают одноклассники или педагоги.

Очень часто дети не хотят заниматься, когда все остальные члены семьи заняты чем-то интересным. Ребенку обидно, что все смотрят телевизор, а ему нужно идти и учиться. Сделайте вид, что вы тоже сейчас будете делать что-то очень важное, что работать будут все. Когда родители на работе — дети этого не видят. У многих создается впечатление, что работают в этой семье только они, а остальные делают что хотят.

Первым делом надо выяснить причину почему ребенок не хочет заниматься. 

  • Спросите у ребенка, почему он не хочет заниматься, но имейте ввиду: ответ может быть не совсем объективный
  • Поговорите с педагогом, спросите его мнение.
  • Понаблюдайте как ребенок общается с другими детьми, не обижают ли они его.
  • Так же подойдите к преподавателю по теории, спросите у него.
  • Наблюдайте за своим ребенком, разговаривайте с ним, единого рецепта поиска причины нет.

 

Разберем каждую причину отдельно:

Не нравится педагог, что делать?

Почему не нравится? 

  • Слишком строгий
  • Не правильный подход к ребенку.
  • Родители между собой ругали преподавателя.
  • Просто отговорка, чтобы не заниматься.

 

Вы не переделаете преподавателя, у каждого свой подход, он сформировался годами опыта. Но перед тем как забирать ребенка у педагога (смена педагога, это почти всегда потеря профессионального роста), убедитесь, что это не отговорка и проблема действительно с педагогом. Среди арфистов я не встречала педагогов, от которых отказывались бы дети, обычно такие педагоги не задерживаются в школах надолго. В нашей стране все педагоги работают за идею. 

  • Чаще всего проблема возникает с преподавателями по общему фортепиано. Но об этом отдельно, в статье: [ссылка появится, как только статья будет готова].

 

Хочется смотреть мультики, они интереснее.

Никогда не ограничивайте ребенка словами «Никаких мультиков, пока не позанимаешься» — Ребенок будет воспринимать занятие как наказание.  Никого нельзя заставить насильно, конечно детям нравится играть, заниматься регулярно скучно, даже взрослым. Найдите компромисс: «Давай так, 30 минут смотришь мультик, 30 минут занимаешься» Лучше заниматься несколько раз в день по 30 минут, чем «отсидеть» за арфой 2 часа. О том, как заниматься дома, в статье: (Ссылка появится, когда статья будет готова). Если кратко- в домашних занятиях всегда нужен план, время будет лететь быстрее, эффективность занятий будет выше.  Всегда нужно искать положительную мотивацию для ребенка, мотивация запрета работает очень не долго или не работает вовсе.

 

Ребенок не понимает, зачем ему это надо.

Если нет цели, то какой смысл что-то делать? Для детей тоже очень важно, чтобы была цель.

Целью может быть:

  • Концерт. Сыграть лучше всех, получить диплом, подарок; сыграть бабушке, дедушке, гостям.
  • Конкурс, призовое место.
  • Какой-то небольшой подарок за выученную программу. Пусть у ребенка какое-то время будет цель, не связанная с арфой напрямую. Это не страшно в процессе ребенок увлечется игрой, увлечется самим достижением цели.
  •  Похвала педагога, сюрприз (я очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда дети хотели мне сделать сюрприз. Один раз, ребенок даже выучил всю программу за одну неделю, пока я болела).
  • Музыка, которую ребенок очень хочет сыграть.
  • Комбинируйте несколько мотиваций, не пользуйтесь одной.

 

Договоритесь с педагогом, работайте в команде.

Но никогда не сравнивайте ребенка с другим конкретным ребенком, только с абстрактным «дети». Иначе можно получить обратный эффект, ребенок перестанет заниматься потому, что он хуже Оли или Лены.

Родители заставляют насильно заниматься.

Самая большая ошибка это заставлять маленького ребенка заниматься час не вставая, аргументируя это тем, что в классе он занимается час, значит, может. В классе есть преподаватель, время летит быстрее. В любом случае педагог общается с ребенком на уроке, ребенку интересно. А дома ребенок не понимает, что ему одному делать час. 

Несколько подходов по 20-30 минут будут гораздо продуктивнее. И не забудьте про план.

Дома плохой инструмент, ребенку элементарно неудобно.

Очень часто детям покупают маленькие арфы «на время». Но нет ничего более постоянного, чем временное. Если ребенок уже вырос, его нужно обеспечить подходящим инструментом. Если инструмент очень старый, плохо звучит, не строит, вряд ли ребенок достигнет каких-то серьезных успехов. Очень часто после покупки нормального инструмента дети делают большой прорыв.

Переходный возраст.

В этом возрасте у детей появляются другие интересы. Это нормально, общайтесь со своим ребенком, покажите, что вам важна не только его учеба. Очень часто родители так обеспокоены воспитанием и образованием ребенка, что главными вопросами дома являются: «Как оценки? Что сказал педагог? Ты позанимался?».  Начните с того, что интересно ребенку. Почаще просите его вам сыграть, показать, что он сделал. Для вас это должно быть важным не на словах.

  • Всегда хвалите ребенка за проделанную работу. 
  • Если ребенок не занимался, иногда действеннее очень расстроиться и показать это, чем ругаться.
  • Скажите, что также расстроится и педагог: «Мы все так надеялись».

 

Ребенку не нравится музыка, которую он играет.

Не стоит идти к педагогу и заявлять: «Замените, пожалуйста, программу, она нам не нравится»

  • Мы не можем давать детям только красивую музыку, есть обязательная программа, она часто не выделяется особой красотой, но она необходима.
  • Преподаватель, выбирая программу, не выбирает только из того, что ему нравится. Мы думаем о ее пользе. О том, как мы подбираем программу для детей: [ссылка появится, когда статья будет готова].
  • Есть подготовительные пьесы их дают перед тем, как дать основную, красивую пьесу.

 

Расскажите еще раз ребенку, для чего это нужно.

Иногда детям не нравится то, что они играют, пока они это не выучат. Я часто, перед тем как дать ученику пьесу, играю ее сама, ребенок слушает и учит уже с большим интересом. Это спасает, но, когда ребенку сложно, он все равно может сказать: «Мне не нравится».

Объясните ребенку: «Пьеса тут не виновата. Когда ты научишься ее играть, она тебе понравится, помнишь, как она звучала у педагога?»

Неправильная организация времени ребенка.

Очень распространенная проблема. 

  • Ребенка сажают за арфу, когда он уже устал. 
  • Ребенка сажают за арфу сразу после обеда или ужина. Игра на арфе это достаточно тяжелый физический труд.
  • Заведите четкое расписание, когда ребенок находится за арфой. 
  • Выделите время до школы, хотя бы 10 минут, как зарядку. Что можно сделать за 10 минут? Очень многое. Сыграть упражнения, сыграть всю программу два раза. 10 минут утром это 70 дополнительных минут в неделю.

 

Подробнее в статье: [ссылка появится, когда статья будет готова]

Папа или мама сказали: «Ты ужасно играешь, ты бездарность».

Никогда не сомневайтесь в способностях ребенка. Точка.

Отсутствие самокритичности: «Я и так все умею, мне не надо заниматься».

  • Запишите ребенка на видео. Дайте послушать.
  • Найдите в интернете, как играют его произведение другие, дайте сравнить.
  • Поговорите с педагогом. Возможно, что ребенка перехвалили.
  • Остановите по возможности бабушек и дедушек с их восторгом к тому, что ребенок умеет «дергать за струны» такого волшебного инструмента, объясните причину.
  • Не начинайте резко ругать ребенка, он вам не поверит. Это не поможет. Не ругайте, но и не хвалите. «Учи дальше».

 

Ребенок хочет заниматься чем-то другим, а ему не дают.

Не всем детям нужно заниматься арфой. Не путайте свое желание с желанием ребенка, в мире множество развивающих вещей помимо музыки. Прислушайтесь к своему ребенку, если он наотрез отказывается заниматься. У меня был такой случай: мама очень хотела, чтобы девочка занималась арфой, так как она талантлива. Ребенок на каждый урок приносил свои рисунки и мне показывал, и рисунки действительно были хорошими. Мама не слушала даже меня, когда я просила отдать ребенка в художественную школу и не мучить его музыкой, или хотя бы нанять ребенку репетитора. В итоге девочка все равно бросила арфу, а ее отношения с мамой испортились.

Никого нельзя заставить делать что-то хорошо. 

У ребенка не получается, он худший в классе.

Такое тоже бывает.

  • Поговорите с педагогом. Составьте четкий список того, что не получается.
  • Наймите репетитора или занимайтесь с ребенком сами. Не ругайте ребенка, если он старается, но не получается. Никогда не сомневайтесь, что все получится.

 

Ребенок боится выступать на сцене.

Я тоже боюсь. 

Боятся выступать все. И переживают перед выступлением тоже все. 

Со временем ребенок привыкнет к сцене. Ваша и наша задача ему этом помочь.

Подробнее о подготовке к концерту: Детский концерт. Подготовка и выступление

  • Почаще записывайте игру ребенка на камеру это мини-выступление.
  • Попросите ребенка сыграть для бабушки или дедушки по «Skype».
  • Выступайте на всех предложенных концертах, не пропускайте классные концерты.
  • Регулярно собирайтесь всей семьей, чтобы послушать как играет ваш ребенок. Да, вы это уже слышали, возможно, даже знаете наизусть, но это необходимо.
  • Попросите ребенка сыграть для гостей. Гости обязательно похвалят, это придаст уверенности.
  • Не ругайте ребенка за то, что он ошибся на концерте. Главное не останавливаться. Мы никогда не обсуждаем случайные ошибки.

Ошибаются все.

Ребенка обижают одноклассники или педагоги.

Посоветуйтесь с педагогом по специальности, он поможет решить вопрос без конфликта. Скорее всего, можно перевести ребенка в другую группу или к другому педагогу.

Дети в музыкальных школах редко обижают друг друга, скорее, это исключение.

 

Автор статьи Кореневская А.В. Остались вопросы? Пишите. infiniamena@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *