Как не ошибаться на сцене и что делать, если ошибся.

Как не ошибаться на сцене — вопрос очень многогранный. Начнем с того, что ошибаются все, даже профессионалы.

Самые частые причины ошибок и как их избежать:

Волнение — бывали случаи, когда от испуга музыканты не могли вспомнить с какой ноты начинается их пьеса.

Всегда берите с собой ноты, даже если играли уже 10 раз, знаете наизусть. Ноты должны быть с собой. Особенно, это касается детей. Также стоит переодически играть по нотам дома, даже если явной нужды в этом нет. Это позволяет «не заиграть» (это когда исполнитель играет не думая, автоматически, в запущенном случае коверкая текст) пьесу и освежить зрительную память. На концерте мозг работает в другом режиме, он боится ошибиться, поэтому «автомат» выключается.
Очень помогает метод игры «без арфы» — он позволяет в голове проигрывать всю пьесу, что исключает заигрывание. Подробнее в статье: Играем на арфе без арфы. Виртуальное исполнительство

Шум в зале — кто-то вошел, кашлянул; зазвонил телефон. Исполнитель, особенно ребенок, может от неожиданности отвлечься и «потеряться».

Это приходит с опытом, я часто тренирую учеников так: когда пьеса выучена и скоро концерт, я начинаю неожиданно вставать, ходить по классу, роняю что-нибудь. Задача ребенка — играть и не обращать на меня внимания.

Забыл текст — бывает, опять же из-за волнения, а иногда из-за того, что пьеса была не доучена качественно. Тем не менее, вариант решения один есть.

Следует всегда иметь контрольные точки: «Если что, начну вот отсюда». Самое страшное — это когда забыл текст и не знаешь, что делать дальше. Для арфистов это актуально, так как мы используем педали и для того, чтобы начать откуда-нибудь, нужно знать, какие педали поставить. Для этого заранее выучите «контрольные точки».

Не стоит «переигрывать еще раз», лучше взять следующую контрольную точку после забытого куска, так как от волнения может не получиться и во второй раз. Да и повторенный кусок будет заметен.

Самое важное — это не останавливаться и не подавать виду. Очень часто зрители понимают, что музыкант ошибся именно по его лицу. Да, преподаватели заметят ошибку на слух, но скорее даже похвалят ребенка, который сделал это незаметно: «poker face» во время заминок всегда очень ценится педагогами. А зрители могут и не заметить проблемы вообще, чаще всего так и бывает.

Часто родители сами выдают своих детей, рассказывают всем: «ой, ну он же ошибся», часто во время игры на их лицах написана каждая неверная нота. Пожалуйста, сохраняйте спокойствие.

Профессионал не тот, кто никогда не ошибается (на это способны только роботы), а тот, кто делает это незаметно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *