Статья в разработке.
Сразу возникает вопрос — зачем?
- Все спортсмены перед прыжком или сложной связкой «проигрывают» ее в голове. Каждое движение, каждую деталь. Это позволяет быстрее освоить движение и избежать травм.
- Всем музыкантам знакомо слово «заиграть» — это когда руки играют, а голова отключается, все происходит автоматически. Это очень опасно, любая ошибка и все, автомат сломается.
- Текст выученный таким способом гораздо дольше хранится в памяти, он более продуман, более стабилен.
- Эта методика позволяет учить новые пьесы без арфы — в дороге, на отдыхе, на даче.
- Со временем вы научитесь не только «проигрывать» всю пьесу в голове нотами, а еще и представлять ее звук, вовремя ставить педали, правильно расставлять нюансы.
- Время выучивания программы сокращается во много раз. (За неделю можно выучить пьесу, которую бы вы учили сидя за арфой месяца два-три)
- Вы будете чувствовать себя спокойнее на концерте, вы всегда сможете начать с любого места. (Когда мы учим программу только за арфой, обычно мы можем сыграть только с контрольных точек)
- Вы сможете больше уделять внимание деталям, не думая о тексте.
- Вы сможете выучить гораздо более трудный текст, чем просто «заучивая руками»
- У вас всегда будет с собой арфа, это очень интересно.
- Вы сможете «держать в голове» гораздо больше произведений одновременно.
- Развивается фотографическая и образная память, со временем вы сможете «фотографировать» взглядом текст.
- С каждой новой пьесой выученной таким образом, вы заметите что стали замечать больше красок, больше оттенков. Ваша игра станет музыкальнее.
- На профессиональном уровне программа может длиться более 6 часов звучания. Где найти лишние 6 часов, чтобы просто повторить программу?
Это не самый простой путь, но поверьте, оно того стоит, вы сможете заниматься сколько угодно, где угодно. Я учу программу днем в дороге, потом играю то, что выучила. А вечером засыпаю повторяю пройденное за день.
Сложность этой методики для педагога в том, что очень тяжело научить этому других, невозможно проверить — все ли правильно делает ученик.
Следующий вопрос: — Как?
Вряд ли взяв ваши ноты, если вы уже играете у вас сразу все получится. Возьмите ноты попроще.
Дальше следуйте инструкции:
Упражнение 1: Представляем арфу.
- Представьте что вы сидите за арфой (буду рассказывать о классической арфе, у кельтской все тоже самое, только вместо педалей леверсы)
- Мысленно представьте педали (леверсы)
- Потом струны
- Проверьте где у вас стоят ноги, «почувствуйте» арфу.
- Поставьте руки на струны, «почувствуйте» струны
Упражнение 2: игра.
- Представьте что вы дергаете каждую струну одним пальцем правой руки, представьте ее звук. (Не забудьте что у арфы струны разного цвета)
- Теперь тоже самое левой рукой ( первое время можете это делать физически в воздухе, не забывайте о правильной постановке, не смотрите на руку, представляйте все в голове (для верности можно закрыть глаза, чтобы вас не отвлекал вид вашей руки в воздухе)
Вы должны «видеть» арфу перед собой, хотя ее и нет.
- Теперь сделайте тоже самое двумя руками, старайтесь «смотреть» за обеими руками одновременно. Возможно потребуется время. Представьте звучание.
- Теперь представьте ноты где написана гамма ( все ноты подряд, ее то и играем)
- Теперь повторите упражнение, «смотря» в ноты, начните одной рукой, если сложно одновременно представить текст и струны)
Если совсем трудно, то представляем «первая нота, потом струна. Вторая нота, струна. и тд.
- Усложните, поиграйте через одну струну одной рукой, представляйте нотами.
- Сыграйте тоже самое другой рукой, или двумя руками сразу. Не забывайте «слышать».
P.S в статье будет много кавычек, ведь мы все представляем, а не делаем.
Усложняйте дальше задачу:
Например: правая рука играет гамму от ДО, а левая рука играет от Ля
- поиграйте интервалы, аккорды.
Упражнение 3: работа с текстом
Возьмите не сложный текст. Не подходите к арфе.
- Смотрим знаки, «ставим» педали или леверсы
- Проставляем карандашом аппликатуру (каким пальцем что играть, где отыгрывать и тд.) Если совсем трудно, на первых порах можно это делать с арфой)
- Так же проставляем педали или леверсы. Ставьте точно в том месте, где собираетесь поставить педаль. Не примерно, а именно в нужном месте.
Важно все сделать точно и аккуратно, эти ноты вы будете себе представлять при разучивании и настоящей игре.
Берем 1 такт, не более.
- Смотря в ноты стараемся представить его звучание, как получится.
- Одной рукой, смотря в ноты играем первую ноту (интервал или аккорд), называем нужные ноты вслух, представляем как это выглядит на струнах.
- «Сыграли» каждой рукой
- «Играем» двумя руками медленно, называя все ноты от нижней к верхней
- «Играем» весь такт смотря в ноты, представляем струны
- Убираем ноты, играем без них, представляя не только струны, но и ноты.
- Оставляем ноты там, где они лежали и идем к инструменту.
- С удивлением играем этот такт без каких либо проблем.
Таким образом учим всю пьесу. Чем больше всего за раз вы можете себе представить, тем выше мастерство. (Со временем вы сможете представить себе все, от нужной струны, до мельчайших красок)
Автор статьи Кореневская А.В. infiniamena@gmail.com
One thought on “Играем на арфе без арфы. Виртуальное исполнительство”