Для любого дела нужен четкий план, это поможет повысить эффективность в несколько раз. Но очень часто люди, даже понимая насколько это важно, ленятся и не делают этого. Такова психология человека, если это можно не делать — мы не делаем. Оправдания найдутся всегда.
Данная статья написана исходя из личного опыта.
Основной принцип методики: нужно работать не 24 часа в сутки, а головой.
- Приучайте детей с детства создавать четкие планы.
- На составление плана для ребенка у вас уйдет 5 минут в день. Это не так много. Чем раньше вы ребенка научите составлять такие планы самостоятельно, тем лучше.
- Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно хорошо играл, прислушайтесь к советам, всегда проще сказать: «у меня нет времени, все и так хорошо»
- Результат маленького ребенка на 80% зависит от взрослых.
Попросите педагога помочь, если по началу будет трудно.
Перед началом самостоятельного занятия поставьте себе цель. Если вы родитель, то поставьте цель для ребенка.
- С опытом вы сможете точнее рассчитывать свои силы.
- Целью не может быть время, проведенное за арфой.
- Целью может быть выученный кусочек пьесы.
Разберем условный пример (вместо тактов могут быть строчки, страницы, пассажи, что угодно), у нас есть домашнее задание:
4 такта наизусть, сегодня понедельник, следующий урок через неделю. День урока не считается. И того 6 дней на 4 такта.
- День перед уроком оставляем как день «отработки выученного», остается 5 дней.
- Скорее всего не все такты одинаково сложные, сыграйте все 4 такта, отметьте наиболее простые и наиболее сложные.
- Подробнее о том, как правильно разбирать новое произведение, читайте в статье: (ссылка появится, когда статья будет готова).
Предположим, что у нас 3 такта простые, а один сложный. Этот пример приблизительный, не воспринимайте буквально.
- На сложный такт закладываем в два раза больше времени.
- Итого: 1 простой такт = 1 день. 1 сложный такт = 2 дня.
- 6 день на отработку куска целиком.
Как разбирать новое произведение, и как эффективнее и быстрее его выучить, читайте в статье: [ссылка появится, когда статья будет готова].
Итак, мы примерно рассчитали сколько нам нужно учить в день, чтобы успеть.
План занятия должен выглядеть примерно так:
- Настройка инструмента
- Упражнения (гамма, арпеджио): медленно, быстро.
- Анализ, разбор нового произведения.
- Повторение старого произведения в голове
- Повторение старого произведения на арфе (в соотношении «2 раза медленно, один раз быстро»)
- Закрепление пройденного (сыграть все, что выучили)
У вас должно быть четкое ограничение по времени. Например: «я выучу этот такт за 15 минут». Поставьте таймер (или приложение «Forest»). Здесь можно узнать, какие есть полезные приложения на телефон для арфы
Дело в том, что наш мозг в условиях ограничения по времени лучше работает. Не позволяйте себе расслабляться. Иначе можно просидеть 2 часа и ничего не сделать.
С детьми все тоже самое, спросите у педагога: «сколько примерно может потребоваться времени, чтобы выучить этот такт?» — имейте ввиду, что все это приблизительно, не нужно ругать ребенка, если он не успел, важно, чтобы был азарт, чтобы он старался успеть, чтобы не сидел за арфой и не смотрел по сторонам, отсиживая положенное время.
Можете добавить дополнительную мотивацию, предложив что-то интересное, если ребенок справится вовремя.
Используйте этот прием и при занятиях с репетиторами. Ставьте себе задачу. У меня есть цель на каждом уроке, я регулярно подгоняю детей: «у нас мало времени, не успеем, давай дальше».
О том, что делать, если ребенок не хочется заниматься, читайте в статье: Ребенок не хочет заниматься: что делать?
Как распределить время занятия в течение дня.
- Утром, перед работой или учебой, поиграйте упражнения, сыграйте свою программу в медленном темпе. Вы удивитесь, как сильно это повлияет на результат. В течение дня наш мозг работает непрерывно и устает, воспользуйтесь «свежей головой» для достижения результата, дополнительно это поможет настроиться на рабочий лад в начале дня.
Я часто слышу «у меня нет времени утром». Это неправда. У вас совершенно точно хватает времени на чашку кофе, мультик или еще что-то. Встаньте на 10 минут раньше. 10 минут за арфой — это 70 минут в неделю. За 10 минут утром вы сделаете то, что не сделали бы за 30 минут днем или вечером. Если вы захотите — время найдется. Нет ничего невозможного, если есть цель.
Не занимайтесь сразу после еды. Лучше сесть лишний раз за инструмент, пока еда готовится.
Мне часто родители детей говорят: «зачем мне ее сажать на 10 минут? Что она успеет?». Поверьте, когда вся пьеса длиною 1-2 минуты, успеть можно очень многое, если не сидеть и не смотреть в потолок. Поставьте ребенку простую цель на 10 минут. Варианты:
- Сыграй медленно всю программу.
- Возьми карандаш, выдели самые сложные по твоему мнению места, сыграй каждое по 2 раза.
- Выучи новый такт.
- Сыграй без ошибок первую строчку.
- Сыграй всю программу, ни разу не опустив локоть.
Придумайте свою игру, попросите педагога помочь. Если у вас есть отговорки, почему ребенок сегодня может не заниматься, то у ребенка их всегда будет целая коллекция. Вы же каждый день ходите на работу, объясните ребенку, что это такая же работа. Ну, нельзя не ходить, не выйдет из этого ничего хорошего. У ребенка не должно быть ни одной мысли о том, что, возможно, сегодня заниматься не обязательно. Вся начинается с родителей. Почти все случаи, связанные с тем, что ребенок мало занимается (если ему вообще нравится арфа), связаны с неорганизованностью родителей.
Представьте, вы занялись чем-то очень интересным, к вам приходит мама и говорит: «так, все, заканчивай и иди занимайся». Вряд ли это назовешь правильным подходом.
«Будешь заниматься через час» — тоже не очень хорошо работает, ребенок не понимает, что такое «час, два».
Назначьте конкретное время занятия, как в школе. Очень важно, чтобы ребенок был готов к тому, что у него будет урок.
Занятия с перерывами.
Не нужно сидеть часами. Скорее всего, в работе вы будете от силы минут 20, остальное время будете что-то делать на автомате. Стоит делать небольшие перерывы после 15-20 минут игры, тем более если вы только начали учить программу. Как правило, готовая программа, занимая больше времени, поддается мозгу гораздо легче, поэтому перерывы можно делать реже.
Я, занимаясь по 5-6 часов в день, использовала ту же систему. Пока разбирала, учила наизусть, ставила будильник на 10 минут. Когда программа была собрана, будильник был на 30 минут. Вся моя программа занимала 2,5 часа. Скорее всего, 30 минут вам хватит на всю программу, от начала до конца. Что делать с большими программами, которые длятся более 30 минут, поговорим отдельно.
10-15 минут игры — 3-4 минуты перерыв. Именно перерыв, я ложилась на диван и старалась ни о чем не думать. Это действительно работает. 10 минут — это не мало.
Дети не могут ничего не делать 3-4 минуты, они не будут просто лежать и смотреть в потолок, детям можно включить в программу перерывы физической активности.
15 минут поиграл, 10 раз присел. Это должна быть именно физ. нагрузка, а не баловство, если ребенок будет баловаться и носиться, результат от этих перерывов будет отрицательный.
Все это требует от родителей вовлеченности в занятия. Тут вопрос в том, какие у вас цели. Если одного того, что ребенок ходит в музыкальную школу и что-то там делает достаточно, то можно забыть про эту статью.
Эта система была придумана не мной, она основана на изучении человеческого мозга и его способности концентрироваться. Подробнее об этом методе работы можете прочитать в любом поисковике, набрав «Pomodoro». Эта техника была испытана множеством людей по всему миру. Ее эффективность доказана.
Занимайтесь каждый день!
Даже не так:
Занимайтесь каждый день!
Один день пропуска — это два дня возвращения на прежний уровень. Не должно быть никаких отговорок. Не может не быть совсем времени, 10-15 минут в день вы найдете всегда, даже если очень устали.
Сколько заниматься по времени в день?
Нет правильного ответа на этот вопрос. Забудьте о количестве часов, работайте на результат. Вы удивитесь, как оказывается долго вы можете заниматься.
Что делать, если образовались мозоли на пальцах читайте в статье: «Мозоли — как бороться»
Я пишу очень много статей. И уже достаточно большое количество людей их читает. Но читать мало, нужно стараться выполнять.
Принимая к сведению, но не пробуя, вы просто тратите время на чтение ненужной вам информации.
Обыгрывание дома
Если вы уже достаточно свободно играете и все выучили, пора переходить к стадии обыгрывания. Дело в том, что, выходя на публику, мы, к сожалению, чаще всего играем сильно хуже, чем на занятии.
Обыгрывание нужно для того, чтобы быть уверенным в своих силах. Почти всегда при первом обыгрывании вы будете ошибаться в «слабых» местах. Часто эти места становятся полной неожиданностью. Вы можете забыть текст в том месте, которое, казалось бы, знали лучше всего (обычно это происходит при заигрывании программы, об этом читайте подробнее в статье: [ссылка появится, когда статья будет готова]).
Обязательно запомните место, где вы ошиблись. Даже если кажется, что это случайно — это не случайность. Проиграйте это место в голове, без арфы. Возможно, что вы его играете на автомате, не думая.
О том, как научиться играть в голове, в статье: «Играем на арфе без арфы. Виртуальное исполнительство».
- Попросите родственников вас послушать, объясните, зачем это нужно. Настройте себя как на серьезный концерт.
- Запишите себя на камеру (можно просто положить телефон на пюпитр, с включенной камерой). Попробуйте сыграть без ошибок. Это гораздо сложнее, чем кажется. Это хорошая подготовка к концерту. Как правильно готовиться к концерту, читайте в статье: «Детский концерт. подготовка и выступление». Правила для детей и взрослых примерно одинаковые.
Автор статьи Кореневская А.В. infiniamena@gmail.com
Все права защищены. Любое копирование текста запрещено. ©